Тарас бульба смотреть полностью
Тарас Бульба
Э кранизация одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, вышедшая в апреле 2009-го, в год 200-летнего юбилея классика. Съемки проходили в России (киностудия «Ленфильм»), на Украине и в Польше и длились девять месяцев.
Павел Басинский. «Кто кого породил» // Российская газета. №4882. 3 апреля 2009.
Это мощный фильм. При всех своих очевидных недостатках. Это яркое зрелище, отличная игра актеров и в целом, за двумя исключениями, достаточно бережное обращение с классическим текстом.
Бортко вообще отличается педантизмом в «прочтении» классики: штудирует не только основной текст, но варианты, ранние редакции. (. ) Классика остается для него классикой, а не полигоном для экспериментов.
В его экранизации «Тараса Бульбы» восхищают два момента. Первый – это то, что Бортко удалось передать на экране эпический размах очень небольшого по объему гоголевского текста, этой маленькой русской «Илиады». (. )
Вторая (а может быть, и первая) ценность фильма – это Богдан Ступка. Лучшего Бульбы на экране не было и, подозреваю, уже не будет. (. )
Поаплодировать Бортко нужно еще и за то, что он, как это ни странно звучит, снял «Тараса Бульбу» о Тарасе Бульбе. (. ) Гоголь написал свою повесть о невероятном человеке невероятного XVII века. Тарас Бульба – это великий персонаж, стоящий в ряду с Одиссеем, королем Лиром, Фаустом и другими «этапными» персонажами мировой литературы. Это стопроцентное воплощение цельности, упрямства, гордыни и отцовского диктата. Здесь нельзя говорить о том, хорош он или плох. Хорош или плох Везувий? Он – Везувий.
Бортко удалось увидеть в повести это главное, а Ступка окончательно расставил все по местам. Его Бульба страшен и сентиментален. (. )
Екатерина Барабаш. «Гоголь и придворный кинематограф» // Независимая газета. 26 марта 2009.
Все предельно точно, все, что мы видим на экране, есть в повести. (. )
Богдан Ступка, как кажется сначала, так и просится на роль Бульбы. (. ) Мощь Бульбы и глубина его переживаний, звериное обаяние личности и отчаянная харизма – все это, казалось бы, необъятное Ступке подвластно и отдается ему на откуп легко и охотно. (. ) Да, Бульба в исполнении Ступки масштабен, но в отличие от литературного Тараса начисто лишен чувства юмора. (. )
В фильме Бортко трагизм Бульбы сводится к необходимости лишить жизни младшего сына, Андрия (Игорь Петренко) и быть свидетелем казни старшего, Остапа (Владимир Вдовиченков). Во всем остальном экранный Бульба не знает страха и упрека. (. )
А это уже к Гоголю имеет самое слабое отношение. И авторы фильма, кажется, это понимают. Иначе не стали бы они сдабривать фильм небольшими, но важными для их идеи сюжетными вкраплениями. Например, у Гоголя ничего нет о гибели жены Тараса (Ада Роговцева). В фильме же ее порубленное поляками тело привозят из разоренного хутора, и для Бульбы это становится поводом и последней каплей, капнувшей на весы сомнения: идти или не идти бить поляков? (. ) Очень сомнительный для Гоголя героизм Тараса и его сподвижников для Бортко оборачивается несомненным героизмом в битве за Родину. (. )
Тарас Бульба
Исторический фильм, открывающий одну из самых трагических страниц в истории Запорожской Сечи. В то время как города и села Поднепровья страдают от нападений войск Речи Посполитой, в семье уважаемого казака Тараса Бульбы назревает настоящая драма. Его младший сын Андрий, ведомый любовью к польской красавице, становится на сторону заклятого врага, тем самым отрекшись от семьи и отчизны. Дабы не допустить фамильного позора, отец объявляет сыну свою последнюю волю. Снятый в довольно короткие сроки, фильм «Тарас Бульба» был специально приурочен к 200-летию писателя.
Трейлер 1
Кадры 15
В отчий дом на украинский хутор из бурсы приезжают Остап (Владимир Вдовиченков) и Андрий (Игорь Петренко). Их батя Тарас Бульба (Богдан Ступка) стыдит сыновей за длинную поповскую одежду, мерится со старшим силой, а после хорошего ужина заявляет, что негоже молодым казакам сидеть у мамкиной юбки. На следующее же утро Тарас уезжает с сыновьями в Запорожскую Сечь. А там казаки гуляют и пьют, потому что войны нет и заняться нечем. Но к ним приходит плохая весть: поляки разгромили их хутора и всячески издеваются над православными христианами, а для подтверждения привезли убитую жену Бульбы. Казаки едут бороться с поляками, а Андрий, которому еще в Киеве полюбилась дочь польского воеводы, бегает к ней по ночам, а потом и вовсе переходит во вражеский стан.
Бортко, который обычно четко следует авторскому тексту, выхватывает из контекста наиболее важные для него цитаты, которые связаны с отвагой казаков и верным товариществом. И вкрадчивый голос Сергея Безрукова за кадром читает не всякие там лирические отступления по поводу красоты степи и что «редкая птица долетит до середины Днепра», а большей частью про доблестных воинов. К концу эта тема превращается в апофеоз славы, так что каждый казак, находясь на последнем издыхании, неистово хвалит русскую землю. В этом плане особенно порадовал Михаил Боярский, сыгравший казака Шило. Он, не выходя из роли мушкетера, с таким же отважным чувством рвется в бой, а за ненадобностью вспоминать каналий, с той же интонацией произносит свои воззвания.
Но вот в сценах казни Бортко не последовал за Гоголем, который сказал, что не станет «смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса». Волоса же поднимаются особенно, когда во всех подробностях Остапу ломают кости.
«Тарас Бульба» получился добротной эпической экранизацией произведения великого классика, юбилей которого отмечают не только русские и украинцы, но и весь мир. А обижаться восточным славянам и вправду не на что. И хотя слово «русский» повторяется неоднократно, зато пейзажи, костюмы, прически и прочая атрибутика истинно украинская.
Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель. Украинцы же считают его своим великим писателем. Этот дележ литературного наследия Гоголя никак не прекратится, поэтому в связи с этим еще задолго до выхода в прокат начались обсуждения экранизации «Тараса Бульбы» российским режиссером. Многочисленные споры связаны не столько с трактовкой произведения, сколько с напряженными русско-украинскими отношениями, и носят политический характер. Владимир Бортко, специализирующийся на отечественной классике («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»), в политику не лез и угодил и нашим, и вашим.
В отчий дом на украинский хутор из бурсы приезжают Остап (Владимир Вдовиченков) и Андрий (Игорь Петренко). Их батя Тарас Бульба (Богдан Ступка) стыдит сыновей за длинную поповскую одежду, мерится со старшим силой, а после хорошего ужина заявляет, что негоже молодым казакам сидеть у мамкиной юбки. На следующее же утро Тарас уезжает с сыновьями в Запорожскую Сечь. А там казаки гуляют и пьют, потому что войны нет и заняться нечем. Но к ним приходит плохая весть: поляки разгромили их хутора и всячески издеваются над православными христианами, а для подтверждения привезли убитую жену Бульбы. Казаки едут бороться с поляками, а Андрий, которому еще в Киеве полюбилась дочь польского воеводы, бегает к ней по ночам, а потом и вовсе переходит во вражеский стан.
Бортко, который обычно четко следует авторскому тексту, выхватывает из контекста наиболее важные для него цитаты, которые связаны с отвагой казаков и верным товариществом. И вкрадчивый голос Сергея Безрукова за кадром читает не всякие там лирические отступления по поводу красоты степи и что «редкая птица долетит до середины Днепра», а большей частью про доблестных воинов. К концу эта тема превращается в апофеоз славы, так что каждый казак, находясь на последнем издыхании, неистово хвалит русскую землю. В этом плане особенно порадовал Михаил Боярский, сыгравший казака Шило. Он, не выходя из роли мушкетера, с таким же отважным чувством рвется в бой, а за ненадобностью вспоминать каналий, с той же интонацией произносит свои воззвания.
Но вот в сценах казни Бортко не последовал за Гоголем, который сказал, что не станет «смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса». Волоса же поднимаются особенно, когда во всех подробностях Остапу ломают кости.
«Тарас Бульба» получился добротной эпической экранизацией произведения великого классика, юбилей которого отмечают не только русские и украинцы, но и весь мир. А обижаться восточным славянам и вправду не на что. И хотя слово «русский» повторяется неоднократно, зато пейзажи, костюмы, прически и прочая атрибутика истинно украинская.